
Составитель и координатор сборника — Ани Аветисян
Сборник включает тексты и задания для учеников с продвинутым уровнем изучения русского языка в средней и старших школах, а также тексты и задания для учеников младших классов. Тексты, отобранные для сборника, написаны учениками образовательного комплекса ,,Мхитар Себастаци,, и помещены в периодическое издание ,,Калейдоскоп,,․ Тексты отобрала, задания к текстам составила координатор периодического издания ,,Калейдоскоп,, — Ани Аветисян․
Оглавление
Текст 1 — Без прошлого нет настоящего․
Текст 2 — Одиночество․
Текст 3 — Я и взрослый мир․
Текст 4 — Розовый сад․
Текст 5 — Шедевр․
Текст 6 — Связь поколений․
Текст 7 — Время нам дано временно.
Текст 8 — Конкурс скрипачей
Текст 9 — Игрушка
Текст 10 — Кто он, сегодняшний житель Армении?
Текст 11 — В ожидании друзей․
Текст 12 — Портрет идеальной женщины.
Текст 1.
Без прошлого нет настоящего․

Можете ли вы представить свою жизнь без воспоминаний? Абсолютно все значимые моменты, начиная от счастливых событий, заканчивая тяжелым опытом, вдруг стерлись и потеряли свою ценность.
Больше никогда ты не взглянешь на своих друзей и не ощутишь то тепло, которое ощущал раньше. Слова, которыми ты с нежностью называл своих родителей, отныне будут лишь очередным содержанием букв, произнесенные без какой-либо осознанности. Даже то, из-за чего ты раньше мог плакать ночами, больше не откликается в тебе. А в трудный момент ты не сможешь опереться даже на свой опыт и знания, ведь их больше нет. Ничего нет. И лишь одиночество будет бесконечно сопровождать тебя.
Примерно так чувствуют себя люди с амнезией. По крайней мере, в моем представлении. Честное слово, отдала бы все, чтобы не понимать этого никогда. И хоть я сама никогда не испытывала этого на себе, знаю того, кто испытывал.
С самого раннего детства мы формируемся как личности и то, как мы проживаем определенный период взросления, определяет нас в будущем. Благодаря приобретенным знаниям, в будущем мы избегаем множество ошибок и тем самым упрощаем свою жизнь. Разве смогли бы мы стать теми, кто мы есть, без своего прошлого?
Суть данного сочинения в том, чтобы показать, насколько ценен наш жизненный опыт, несмотря на то, что он имеет в себе негативные факторы. Однако, все не заканчивается на осознании.
Для кого-то жизнь — это проклятие, источник несправедливости и трагедий, а для другого это дар, от которого нужно брать все. Несмотря на неоднозначность, ясно одно — жизнь одна, а вернуться в прошлое невозможно. Однако мы вольны сами выбирать, с какого угла смотреть на свою жизнь, принимать трудности как трагедию или необходимый жизненный опыт. Поэтому, несмотря ни на что нужно ценить то, что у нас есть, и наполнять каждый свой день позитивом.
Многие люди лишь только после потерь начинают ценить то, что у них было. И хоть опыт формируется на ошибках, упущение важных моментов в жизни — это та ошибка, которую, к сожалению, невозможно исправить. То же самое касается тех, кто живет своим прошлым, забывая про настоящее. Поэтому важно сконцентрироваться на своем настоящем, которое мы обрели благодаря своему прошлому, ценить каждый период своей жизни и баланс между прошлым и настоящим.
Вопросы для обсуждения после прочтения текста։
- Какую роль играют воспоминания в жизни каждого человека?
- Способны ли воспоминания сделать человека счастливым, или же наоборот, — стать поводом для несчастья?
- Можете объяснить разницу между словами — опыт и воспоминания?
- Насколько важен опыт в жизни каждого человека?
- Что бы было на ваш взгляд, если бы все люди в один момент потеряли бы способность вспоминать?
- Всегда ли воспоминания можно считать потерей для человека, или же это то, что невозможно потерять никогда?
- С какими словами из выше приведенного текста вы не согласны, а с какими вы согласны больше всего?
- Если бы у вас был шанс, что бы вы поменяли в своем прошлом?
Задания для выполнения։
- Приведите ряд слов-синонимов к слову ,,воспоминание,,
- Приведите ряд слов-антонимов к слову ,,воспоминание,,
- Составьте словосочетания со словом ,,воспоминание,, , а словосочетания, в свою очередь, превратите в предложение. Например։ приятное воспоминание․․․ Я всегда радусь приятным воспоминаниям․
- Какие пословицы вам иззестны со словом — воспоминание, приведите их․
- Напишите сочинение на тему։ ,,Наши воспоминания и есть наша жизнь․․․ ,,
- Найдите орфографические ошибки в данном тексе и исправьте их, объясняя.
Каждый из нас понимает, что время циклична: прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущие не придет к тому, кто забыл прошлое». Мы рождаимся, взрослеим, становимся старше. Жизнь идот своим чередом, и через года сохраняется лишь воспоминания. Зачем же они нужны? Какой силой они обладают? У каждого человека свои воспоминание. Они могут быть трагичными и «поедать» нас изнутри, но в жизни нужно научится выбирать воспоминания. Не нужно запоминат то, что заставляет горько плакать. Лишь теплые воспоминания нужны человеку. То могут быть радосные моменты из детства или счасливые мгновения любви. Воспоминания хранятся в наших сердцах. Они дают нам силы в настоящем и помогают жить для будущего.
—————————————————————————————————————
Текст 2.
Одиночество․

Мурадян Давит 9-5 класс, Старшая школа
Одиночество – очень распространенное явление в наше время. Разные люди страдают от одиночества։ кто-то из-за личной жизни, кто-то из-за того, что избегает друзей, а кто-то из-за забот. Однако, одиночество — одна из самых худших и неприятных черт человеческого характера, как бы оно ни было распространено в нашем мире, в наше время. У всех нас бывают периоды, когда мы одни, у нас нет рядом родственного человека, который мог бы помочь нам, вытащить нас из этой ситуации. В этом случае нам поможет наш образ мышления. Какими бы одинокими мы ни были, у нас будут друзья и родственники, которые помогут нам, которые поддержат нас, которые будут готовы «бороться» до конца.
Есть люди, которые легко избавляются от этой черты характера, а есть люди, которые не могут этого сделать, и они в очередной раз попадают в неприятную ситуацию. Одиночество не приходит «в одиночку». Из-за одиночества человек может приобретать все более неприятные, мрачные и бесчеловечные характеры. Из-за одиночества человек может стать более завистливым, в том смысле, что другие способны смотреть на жизнь «легкомысленно», а он нет. Один из других важных «даров» одиночества — ненависть к людям. Чем больше у человека развивается одиночество, чем больше он чувствует себя одиноким, тем больше у него развивается ненависть к людям, и понятно, что постепенно человек начинает ненавидеть свое окружение, друзей, близких, родных. Однако это еще не все. Одиночество всегда приносит много подарков. Как бы нам ни хотелось поскорее освободиться, не попасть снова в такую ситуацию, все равно не получится, потому что бывают случаи, когда человек попадает в такую ситуацию, сам того не осознавая, и долгое время не может выбраться. Необходимо его преодолеть. Одиночество — это не «человеческий» характер. В одиночестве мы прячем себя, свой «мир», свое мышление и отношение. Из-за одиночества человек начинает меньше знакомиться, начинает хуже понимать людей, начинает ненавидеть последних и по этой причине не может понять жизнь.
Вопросы для обсуждения после прочтения текста։
- Скажите, как вы понимаете слово ,,одиночество,,?
- А вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества?
- Какими словами можно описать слово ,,одиночество,,?
- Какие отрицательельные и положительные качества есть у чувства ,,одиночество,,? перечислите их․
- По-вашему мнению, возникают ли моменты, когда человек идет одиночество на пользу?
- Какие это одинокие люди? Опишите их․․․
- Что делать, чтобы выйти из состояния одиночества или депрессии?
- Одиночество – это беда или вина?!
Объясните, прокомментируйте следующие слова про одиночество։
- Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века.
- Одному жить — сердцу холодно.
- Один в поле не воин․
- Одиночество поедает своего хозяина․
- Нет одиночества страшнее, чем одиночество в толпе.
- В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Задания для выполнения
- Приведите слова-синонимы к слову ,,одиночество,,
- Приведите слова-антонимы к слову ,,одиночество,,
- Составьте словосочетания, присоединяя к корню слова ,,одиночество,, существительные — человек, голубь, путник, зверь, хутор, гений, удар колокола․ Глаголы — перестать быть, чувствовать себя, быть, выглядеть, бояться․
—————————————————————————————————————
Текст 3.
Я и взрослый мир

Карине Гомцян, Старшая школа 11-1 класс
В детстве я думала, что «взрослый мир» или «жизнь после школы» наступит далеко не скоро. Но оказалось, что я одной ногой уже там — в мире взрослых. Не только для детей, подростков, но и для взрослых людей становиться старше — нелегко. Не сразу мы можем понять, что через некоторое время наша повседневная жизнь не будет такой, какой она была в детстве. Сейчас вся прожитая жизнь кажется одним мигом, который был и ушел. И даже взрослый мир кажется мне не таким, каким казался в детстве․ Мне всегда казалось, что взрослая жизнь, это как другой левел компьютерный игры. Ты идешь туда, думая, что уже знаешь все, готов ко всему, но в реальности, ты только-только начинаешь адаптироваться. Жизнь начинает становиться сложнее, ты понимаешь, что твое будущее только в твоих руках. Твои родители или родственники уже не ответственны за твои решения и действия. В общей мере, жизнь в университете, в колледже не так страшна как понимание того, что уже не будет того комфорта, который ощущали в школе. Иногда очень долгое время люди не адаптируются к новой жизни։ им не сразу получается преодолеть трудности одинокой и взрослой жизни. Хотя иногда, даже с ранних лет, дети начинают жить одни, предпочитают самостоятельную жизнь. Интересно то, что когда мы говорим про одиночество, мы не имеем в виду помощь родителей и родственников․․․ Даже, имея эту помощь, мы все равно одиноки с нашими труднястями и проблемами. В конце концов, все мы идем во взрослую жизнь и учимся нашим главным урокам там, в воле и в одиночестве, пытаясь найти и понять самих себя для лучшего будущего.
Вопросы для обсуждения
- Как вам кажется, где она — эта тонкая грань, разделяющая детство, юность и старость? Замечаем ли мы ее, когда с годами взрослеем?
- Какими красками можно описать детство, какими — юность, а какими — старость, зрелость?
- Перед какими сложностями, на ваш взгяд, встает человек в детстве, в юности и зрелости? Какой из этих периодов жизни самый сложный для восприятия?
- Что заставляет человека бояться взрослеть, что волнует больше всего?
- Почему не все могут с легкостью принять свой возраст?
- Приходит ли мудрость к человеку с годами? Или одно с другим никак не связано?
Выполнение следующих заданий
- Объясните следующие пословицы и поговорки
- Борода росла — разума не принесла.
- Век живи, век учись․
- Не тот живет больше, кто живет дольше.
2. Подберите антонимы к следующим словосочетаниям։
Вечный мир, взрослый человек, молодая барышня, короткий миг, последнее утро, горький плач, безответственный поступок, короткий день, быстрое движение․
3. Образуйте словосочетания из данных основ, а после словосочетания превратите в предложения։
красный, правый, зеленая, частый, духовник, золотой, кафтан, покой, корень, покорный, герань․
—————————————————————————————————————
Текст 4. Розовый сад

Автор — преподаватель русского языка Ани Аветисян
И снова лучи восходящего солнца щедро заиграли своими ласковыми прядами, покоряя своим взглядом все то, что утопает в горизонте. И снова проснулась она с первыми лучами солнца։ подняла по-царски свою шелковистую голову, изящно красующуюся на стройной, невообразимо длинной ножке, убранной изумрудно-нифритовым колье. Все в ней было настолько гармонично, настолько невообразимо, что даже казалось, не может она быть делом рук человека, делом рук простого садовника. И только зеленоватые локоны ее, кокетничая играли с утренним ветерком, намекая, что ей становится скучно, и нет ей больше отрады, как слушать вечно повторяющиеся, иногда даже приевшиеся слова восхищения в свой адрес от этих вечных и неизменных ухажеров — ветра, да садовника.
Она была уверена в том, что нет ей равных нигде, и ничто не могло превзойти ее совершенную, безыскусную красоту. Согласитесь, все кто был в подобной ей ситуации не могли бы и думать иначе. Будь вы на ее месте, и если бы вам каждый день твердили, что нет на свете краше вас, нет стройнее, изящнее, породистее… вы не поверите словам этого человека?! Ей же не оставалось ничего, как принять эти слова за чистую монету. Так она и поступала… Так поступали и все они, все розы в этом дивном саду, взращенные старым садовником, чьи руки создали произведение искусства, а ласки солнца и слова восхищения ветра внедрили в них веру в то, что нет на свете лучше розы, чем та, которой они дарят свою бесконечную любовь․
Вопросы к тексту։
- Какую силу, по-вашему мнению, имеют слова, произнесенные с любовью и заботой?
- Как слова и мысли человека могут поменять его судьбу?
- Верите ли вы в то — что сеешь, то и жнешь?
- Какими словами вы можете описать розу в саду? Чем она отличалась от всех других роз?
- Как гордыня влияет на человека? Что она делает с ним?
- Какова была роль садовника, ветра и солнца? Что они дарили и что они получали взамен?
- Всегда ли мы получаем благодарность за то, что мы делали?
Прокомментируйте следующие цитаты
- Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.
- Всякая жизнь творит собственную судьбу.
- Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света.
Задания для выполнения։
- Просклоняйте словосочетания по падежам։ розовый сад, гордая роза, заботливый садовник, первые лучи, утренний ветер․
- Подберите прилагательные к следующим существительным։
Роза —
Солнце —
Ветер —
Красота —
- Нарисуйте при помощи программы Paint, Illustrator розу, которая опсывалась в тексте․ QR код своего рисунка поместите в блог․
—————————————————————————————————————
Текст 5. Шедевр

Слово «шедевр» по словарю и по первым мыслям многих людей толкуется как: совершенство, наиболее избранное из произведений автора определенной области. Люди рассказывают о самых известных образах известных художников и живописцев. “- Шедевр!” говорят они. А кому-то интересно, где люди высказали мысль, что картина художника – это шедевр. Может быть, это шедевр для автора, потому что он сделал эту работу для кого-то важного для него или кого-то, что-то важное вдохновило его. Из всего этого я прихожу к выводу, что не обязательно соглашаться с мнением общества, чтобы иметь кружок. Все мы люди и каждый из нас разный со своими особенностями и самое главное своими мнениями, взглядами и взглядами на многие вещи. А что касается слова “шедевр”, то я считаю, что каждый человек должен быть в целом развит в своей жизни, иметь свое мнение о шедеврах, и в своей жизни иметь и создавать свой шедевр, хотя бы для себя. И это не обязательно должна быть какая-то работа, живопись или талант, чтобы стать шедевром. Шедевр — это наша среда, которую создали и которую, кстати, мало кто ценит. Это шедевр, в котором мы живем, видим, слышим, говорим, выражаем и чувствуем. Это часть шедевра. И, вообще, люди полностью утратили жизненные ценности. Были времена, когда к слову «шедевр» относились очень редко и серьезно. Теперь это слово стоит после каждого второго слова в лексиконе людей, используется как шутка.
Хотелось бы, чтобы люди ценили и дорожили, по крайней мере, немного …
Вопросы к тексту։
- Что сегодня мы можем назвать шедевром, а что щедевром считалось в прошлом?
- Все ли гении способны создать шедевры?
- Почему сегодня искусство, кинематограф, наука обесценились? К чему это может привести?
- Сегодня, наряду с произведениями искусства древности, средневековья, стоят работы, которые по мнению многих не имеют смысла, но хранят в себе какую-то тайну (например — ,,Черный квадрат,, Малевича)․ Чем руководствуются люди, произнося слово ,,шедевр,,?
- Что нужно сегодня для того, чтобы создать шедевр — талант или везение?
- Почему мы не видим ничего подобного великим шедеврам искусства в наше время? Всё уже написано и все темы раскрыты, нечего больше сказать?
Прокомментируйте цитаты։
- Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра.
- У лени шедевров нет!
- Шедевр тем и отличается, что он показывает человеку, каков его внутренний мир.
- Что думает мрамор, из которого скульптор высекает шедевр? Он думает: «Меня бьют, меня губят, разбивают, надо мною вершится надругательство, я погибаю». Но мрамор глуп. Жизнь ваяет меня, она творит из меня шедевр. И я должен вынести все удары, даже если не понимаю их. Должен держаться. Должен спокойно принимать всё, помогать ей, сотрудничать с нею, чтобы она смогла завершить своё дело.
Выполните задания
- Подберите слова синонимы к слову ,,шедевр,,․
- Образуйте от слова шедевр прилагательное, подобрав к нему ряд существительных, образуйте словосочетания в трех родах — м․р․, ж․ р․, с․ р․
- Напишите небольшое сочинение, включив него слова։ истинный, мастерская, шедевр, полотно, пейзаж, краски, палитра, кисть․
—————————————————————————————————————
Текст 6․
,,Связь поколений»

Товмасян Луиза , Старшая школа
Сейчас такое время, когда практически все взрослые говорят, что новое поколение совсем другое и сильно отличается от старого . Во многих случаях так и есть, но всё равно всегда есть вещи, которые связывают оба поколения. Связь младших поколений со старшими и знание своих корней помогает в жизни, наполняет ее смыслом и осознанностью. Связь между поколениями существовала всегда, и она будет существовать вечно. Без этой связи человек не сможет перенять опыт потомков и построить новую жизнь, учитывая многие ошибки и успехи своих предшественников. Сейчас мы не можем представить свою жизнь без информационных технологий. А было так во время наших родителей ? Нет , так не было , они не были зависимы от гаджетов. Но я точно могу сказать, что тогда и у них были вещи , без которых и они не представляли жизнь. Так что, это просто знак, что время идёт и интересы поколений быстро меняются. Но важна связь между прошлым, настоящим и будущим: когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее, а затем передаются потомкам . Связям поколений можно ещё назвать традициями . И как видим, мы до сих пор стараемся сохранить наши традиции. Наша школа также частично славится именно этим. Мы помним и танцуем танцы, которые танцевали наши предки, мы помним и поём песни, которые пели наши предки. Мы знаем нашу историю и помним кем были наши предки, и тем самым, мы сохранили и сохраняем связь поколений.
Вопросы для обсуждения։
- ,,Поколение,, — что это за слово? Как вы его можете описать?
- Что отличает одно поколение от другого?
- Каковы причины обострения противоречий между поколениями?
- Знаете ли вы свою родословную? До какого колена?
- Кем из своей родословной вы гордитесь больше всего, кто был ближе всего вам по своим взглядам?
- Что способно на ваш взгляд сплотить разные поколения?
- Какие произведения армянской и зарубежной классической литературы вам известны, где есть конфликт между поколением отцов и детей?
Выполнение заданий։
- Подберите 5-6 прилагательных к слову ,,поколение,, , образуя словосочетания. Пример — молдое поколение․ С каждым словосочетанием составьте предложения․
- Запишите слова-ассоциации или синонимы к слову ,,поколение,,.
- В лекциях по истории философии Гегель писал։ ,,Созданное каждым поколением в области науки и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сближения всех предшествующих поколений, святилище, в котором все человеческие поколения благодарно и радостно поместили бы все то, что им помогло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа. Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатствами; и вместе с тем это полученное наследство низводится получившим его поколением на степень подлежащего материала, видоизменяемого духом. Полученное таким образом изменяется, и обработанный материал именно потому, что он подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется,,.
Вопросы и задания к идее Гегеля:
- Какое явление в истории человечества описывает Гегель в процитированном отрывке?
- Почему приобщение к культурному наследию старших поколений философ сравнивает с получением наследства и вступлением во владение этим наследством? Каков смысл различий между получением наследства и вступлением во владение им?
Прокомментируте высказывания։
- Ф․ Тютчев: Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга.
- (Джордж Оруэлл: Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее.
- Марти Ларни։ Старые люди всему верят, люди средних лет во всем сомневаются, а молодые все знают.
- Максим Горький։ В юности люди кажутся себе талантливыми, и эта кажимость позволяет им думать, что ими управляют бездарности.
—————————————————————————————————————
Текст 7
,,Время нам дано временно,,

Милена Даниелян 9-5 класс
Как часто мы задумываемся о значении времени в нашей жизни? А ведь это самый ценный и невосполнимый ресурс. Мы не можем его ни купить, ни повернуть вспять.
Когда мы молоды, мы даже не думаем об этом. Нам кажется, что вся жизнь еще впереди. Но проходит год, другой и, задумываясь, что мы успели выполнить из намеченного, понимаем, что мы топчимся на месте. Мы молоды и нам кажется, нет, мы даже уверены, что ничего страшного… еще успеем. Жизнь для нас кажется целой вечностью. Далее мы ставим новые цели, сроки, стремимся к изменениям. И вновь, оглядываясь назад, понимаем, что не успели. Год за годом мы взрослеем и уже начинаем понимать, что опоздали, не успели, время быстротечно. Начинается самый неприятный период, когда опускаются руки и кажется, что не дано, не для нас, не смогли, не успели․․
Вот именно поэтому, в каком бы возрасте мы не были, необходимо ценить каждую секунду, каждую минуту, потому что жизнь — это лишь короткий миг. Миг, длиною в человеческую жизнь.
Мы тратим время понапрасну засиживаясь в социальных сетях, компьютерных играх, бессмысленных сериалах. Тратим время на то, что критикуем себя и других, на страхи и лень, осуждение и зависть… Мы часто куда-то спешим, торопимся. Или же мечтаем поскорее окончить школу, потом институт, быстрее стать взрослыми.
Только задумайтесь, сколько времени уходит зря. Мы просто воруем его сами у себя. Ведь каждая секунда времени — это секунда жизни. Секунды складываются в минуты, минуты в часы, часы в дни, а те, в свою очередь, в годы. В годы нашей жизни!
Вопросы для обсуждения։
- Какова ценность времени? Можно ли купить время человека?
- Какова цена одного момента?
- Достаточно ли одного момента, чтобы создать разницу между жизнью и смертью ?
- Какие вы знаете полезные привычки для сохранения и экономии своего времени? Перечислите их․
- На что не жаль потратить время?
- Все в этом мире меняется в зависимости от времени? В чем проявляется эта закономерность?
Прокомментируйте данные высказывания։
- Время и прилив не ждут никого.
- Время — деньги․
- Время — лучшее лекарство․
- Время — лучший учитель․
- Время играет с нами злую шутку․
Задания для выполнения։
- Подберите синонимы к словку ,,время,,.
- Подберите фразеологизмы, связанные со словом ,,время,,
- Написать дома сочинение на тему։ ,,Время — важнейшая ценность в жизни человека ,,
—————————————————————————————————————
Текст 8
,,Конкурс скрипачей,,

Рассказ ученика Ашота Паносяна 7-7 класс
В нашем городе проводился конкурс скрипачей. Приехало очень много музыкантов из разных стран. Среди них были и знаменитости с мировым именем. В Ереване есть Северный проспект, где собираются творческие люди и развлекают прохожих. Кто-то жонглирует или показывает фокусы, кто-то поет или танцует, кто-то играет на всевозможных музыкальных инструментах. Там по будням играет слепой скрипач.
Он знал о конкурсе и мечтал попасть туда, но кто пригласит слепого бедного скрипача. Рядом с ним всегда находились добрые люди, которые собирали деньги с прохожих и отдавали ему. Ближе к вечеру по Северному проспекту гулял знаменитый скрипач․ Он услышал как играет слепой музыкант и подошел к нему. Представился и начал хвалить его игру. Услышав имя знаменитости, слепой скрипач обрадовался , а еще и услышать похвалу от маэстро, ну … это было просто счастье. Известный музыкант попросил у него скрипку и начал играть на ней одно произведение за другим. Скрипка в его руках то жалобно плакала, то весело и игриво смеялась. Виртуозная игра мастера привлекла огромное количество прохожих, люди были в восторге , аплодировали и платили деньги. Как же, ведь для них играл сам маэстро – виртуоз, попасть на концерт которого не каждому повезет. Все деньги, конечно же, музыкант отдал уличному скрипачу. Счастливый скрипач поблагодарил мастера и сказал что давно мечтал попасть на концерт виртуоза, но это были только мечты, а сегодня она сбылась и радости его нет предела. На следующий день виртуоз снова приехал к слепому скрипачу и подарил ему собаку-поводыря. Теперь у него есть верный друг и защитник.
Вопросы для обсуждения։
- Каково сегодняшнее относшение людей к тем, у кого есть физические недостатки? Есть ли дискриминация прав по отношению к данным людям?
- Как в нашей стране после военных действий в Арцахе начали относиться к людям с ограниченными способностями?
- Как один добрый поступок может поменять жизнь человека?
- Как вам кажется, кукую мелодию сыграл знаменитый скрипач, что так понравилось прохожим? Какая ваша самая люимая композиция?
- Дано ли нашим мечатам сбыться? Нужно ли что-то для этого делать, ведь далеко не всегда путь к мечте — это чёткая постановка и достижение цели?!
- Согласны ли вы с выражением ,,Мечтать не вредно — вредно не мечтать!,,
- Если мечты оторваны от действий, это может привести к краху?
- Когда одна мечта сбылась, мчитесь ли вы за новой?
- Что дают мечты человеку? Какой он человек без мечты?
Выполните задания։
- По возможности поставить данные слова во мн․ ч․ — мечта, скрипач, проспект, виртуоз, маэстро, собака-поводырь, концерт, защитник․
- Образуйте от вышеперечисленных существительных прилагательные (по возможности).
- Составьте с вышеперечисленными прилагательными предложения.
- Найдите в интернете две-три пословицы и поговорки о мечте, прокомментируйте их.
- Попробуйте написать небольшой фантастический рассказ или сказку о том, как борются прекрасная мелодия и шум․
- Создайте QR код вашей сказки․
Текст 9
,,Игрушка,,
Милена Даниелян — 9.5 класс , Книга онлайн ,,Игрушка,, (Пройдите по ссылке)
Глава 1.
В комнате было темно и тихо․ Слышалось только тиканье часов․ Мишутка Долли медленно спустилась со своей кукольной кроватки и неслышными шагами приблизиласт к кроватке Бетти․ В одно мгновенье вся недолгая жизнь Долли промелькнула перед глазами․ Долли вспомнила, как ее подарили Бетти в огромной упаковке с красивым бантом, как восхищалась ее красотой новая хозяйка․
Прибегая со школы домой, первым делом Бетти заходила в детскую, брала в руки Долли , сладко ее целуя в обе щечки, а затем долго рассказывала что с ней происходило в школе․
Вечером Бетти заботливо расчесывала шерстку Долли и нежно напевала ей колыбельную, затем укладывала ее спать под теплое одеяло, которое сшила сама для Долли․
По выходным они вместе прогуливались в саду, любуясь розами и пением птиц, играли в песочнице, качались в гамаке․
И все это время Бетти делилась с Долли самым сокровенным, а Долли все время слушала ее с пристальным ей вниманием․
И вдруг что-то произошло с этой трогательной дружбой․
Однажды Бетти пришла из школы, открыла дверь детской, посмотрела на Долли тяжело вздохнув и вышла․
Если бы Долли могла бежать, она бы побежала за Бетти что было сил, чтобы узнать что же происходило с ее хозяйкой․ Увы․․․․ Вечером Бетти не причесала Долли, как обычно, а только уложила спать и глубоко вздохнула․ Каждый день Долли становилось все больнее и больнее։ Бетти совсем перестала разговаривать с ней, не брала с собой гулять․ И вот, как-то вечером, Бетти вбежала в детскую с огромной коробкой, в которой красовалась новая кукла․ Она радостно кружилась с новой куклой, подпрыгивала от радости и шептала ей нежные слова, как и в свое время Долли․ Вечером она уложила новую куклу рядом с собой, как и в свое время Долли․ Бетти , нежно обняв куклу, мигом заснула․ Долли все поняла։ она больше не нужна девочке․ Долли, нежно подкравшись , попрощалась с Бетти, и крупная капля слезы прошлась по ее мягкой шерстке․
Глава 2
Утром Бети как обычно встала, чтобы отправиться в школу․ Она красиво уложила свою новую куклу в коробку, и вот уже хотела выйти, как заметила, что что-то не так․
Но что именно? Бетти задумалась, но вспомнив, что опаздывает в школу, быстро чмокнула свою новую подружку и выбежала из комнаты․
Прибежав из школы, Бетти схватила свою новую куколку и пошла гулять․ Вернувшись домой, зайдя в детскую, ей стало не по себе: было неуютно, сердце щемило․ Обойдя комнату, Бетти подошла к своим игрушкам и замерла как вкопанная․ Не было здесь Долли, ее любмой Долли․ Сначала она не поняла что происходит․ Прийдя в себя, она выскочила из комнаты с криком, подбежав к маме, будучи уверенной, что та сможет ей помочь․
Мама, нежно ее обняв, стала успокаивать, но Бетти была неумолима, не хотела ничего слушать․ Ее сердце разрывалось на части от боли и тоски․ Она просила маму, чтобы вернули ее милую Долли․ Мама сказала Бетти, что у нее есть новая кукла, а Долли они отдали девочке из приюта, у которой нет вообще игрушек․
И тут Бетти поняла, что у кого-то из детей вообще нет игрушек, кукол․ Они рады любой, даже чужой игрушке, а ей было мало Долли и многих других кукол. Она от них быстро уставала и хотела все больше и больше кукол․ И вот ее Долли, самая любимая Долли, больше не с ней․․․ Долли больше не будет с ней рядом никогда!
Вопросы к тексту։
- Почему человек не может ценить то, что имеет, а потеряв, начинает осознавать то, что имел?!
- Какими словами можно описать понятие ,,дружба,, ?
- В какой стране и когда появились первые игрушки ?
- Какова роль игры или игрушки в вопросе восприятия и развития личности ребенка?
- Имели ли вы в детстве игрушку, которая могла вам заменить друга?
- Всегда ли человек может делиться , доверить человеку все то, что может доверить другому существу — игрушке или животному ?
- Могут ли истинными друзьями человека стать животные?
Задания для выполнения։
- Составьте из приведенных ниже слов предложения։
- Девочка, в танце, куколка, воодушевленно, маленькая, кружилась, вместе со своей․
- Кто, по-настоящему, не могут любить, сказал, животные, или, о том что, игрушки ?
- У, кошечка, сидела , маленькая, подъезда, и, безобидная ․
2. Преобразуйте прямую речь в косвенную.
Например։ Прямая речь — Мама сказала ։ ,, Не хочу видеть твои игрушки, разбросанные по всей комнате,,
Косвенная речь — Мама сказала, что не хочет видеть мои игрушки, разбросанные по всей крмнате․
- Прямая речь — Игрушка сказала։ ,,Не покидай меня։ мне так нужна твоя помощь,,
- Косвенная речь — ․․․․․․․․․․․․․
- Прямая речь — Мама, обняв мою игрушку, ласково проговорила։ ,,Как хорошо, ты у нас есть,,
- Косвенная речь —
3. Подберите пять-шесть прилагательных к словку игрушка․
4. К данным словам подберите подходящие по смыслу существительные, образовав словосочетания․ Переведите полученные словосочетания на армянский язык․
Великолепный, свирепый, молниеносный, грациозный, благодарный, величественный․
5. Напишите небольшой рассказ о вашей самой любимой игрушке․ Создате QR код вашего расскза․
Текст 10
Кто он, сегодняшний житель Армении?

Я — Феникс! Судьбы невзгодам не сломать меня.
И в пламени огня не сжечь мои надежды…
Чем больше трудностей, тем становлюсь сильнее я.
И верю в исполнение мечты, как прежде…
Если бы меня спросили несколько лет назад, кто же он, сегодняшний житель Армении, я бы без раздумий ответил: «Свободолюбивый, храбрый человек с радостным сердцем, любящий свою родину, работающий в поте лица, созидающий, идущий с гордо поднятой головой и готовый отдать себя без остатка для своих детей…». Но кто же он сегодня? Сегодняшний житель Армении все тот же смелый духом человек, готовый перед лицом всех бед встать плечом к плечу и свернуть горы. Все тот же добровольно идущий на войну, чтобы принять огонь на себя, чтобы 18-летние парни не погибали, чтобы жизнь продолжалась. Он все тот же свободолюбивый человек, ведь свободолюбие невозможно отнять, можно лишь попытаться подавить. А храброго человека нельзя сделать трусливым, можно лишь попытаться напугать. Любовь к родине невозможно отнять, а любовь к своим родным тем более… Но что же изменилось? Кое-что ведь, все-таки, изменилось, и он – армянин – больше не сможет быть прежним. Никто из нас не сможет быть прежним, потому что в сердцах людей пропала одна существенная деталь – радость. Без нее современный житель Армении чувствует себя потерянным и без почвы под ногами. Так чувствую себя и я.
Но одно я знаю точно։ Армения, как птица феникс. Когда приходит время умирать, фениксы сгорают, чтобы возродиться из пепла. Так и армяне, живущие веками на этой земле, поливающие кровью и потом эти земли, возродятся вновь и радость снова поселится в их сердцах. И пусть для этого потребуется время, это неважно. Главное – так будет!
Вопрсы для обсуждения։
- Какими словами можно описать сегодняшнего армянина (армянку) ?
- Что поменялось в мировоззрении армян на протяжении последних десятилетий?
- Мы — армяне, больше смотрим в сторону западной культуры, или, все же, мы привержены к азиатскому видению мира в целом?
- С какими странами вы можете сравнить Армению? Менталитет какой национальности армянам ближе всего?
- Что в армянской культуре вам ближе всего?
- Какими значимыми моментами армянской истории вы гордитесь?
Задания для выполнения:
- Напишите небольшой текст используя слова։ страна, армянин, Армения, горная, культура, традиция, история, свобода, развитие․
- Подберите по два-три прилагательных к нижеприведенным словам (Например։ страна — азиатская страна, религиозная страна, зарубежная страна )։
-ценность —
-традиция —
-нагорье —
-страна —
-человек —
-язык —
- Подберите к данным прилагательным сущесвительные։
-традиционный —
-позитивный —
-колоритный —
-старинный —
- Прокомментируйте устно и письменно цитаты или стихи знаменитых людей, которые писали об Армении, армянском языке или народе։
Байрон говорил։ «Я выучил язык армян… чтобы понимать, как и на каком языке говорили боги… ибо армянский язык есть язык богов… и Армения есть родина богов… и боги родом из долины Араратской…На земном шаре нет другой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян…».
Стих Осипа Мандельштама։
Орущих камней государство — Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая — Армения, Армения!
К трубам серебряным азии вечно летящая — Армения, Армения!
Солнца персидские деньги щедро раздаривающая — Армения, Армения!…
- Напишите сочинение, текст на тему։ ,,Любовь к родине начинается с ․․․ ,,
- Создайте небольшой фильм про Армению, на основе видео, сделанных во время ваших школьных путешествий․ Сделайте и выложите в задания QR код вашего видеоматериала․
Текст 11.
,,В ожидании друзей,,
Алла Малхасян 8.2 класс

Девочка с прекрасными рыжими волосами бегала со своими друзьями по саду детского дома, откуда хорошо были видны трущобы Москвы. Волосы цвета огня были единственным счастьем и гордостью девочки, но в скором времени ей придётся с ними растаться из-за отсустствия еды в детском доме. Так все устроено… Длинные и здоровые волосы очень ценятся. Да и девочке не очень долго осталось, если верить словам лекаря. Но она не горюет ни по жизни которую могла прожить, ни по своим волосам. Она наконец может искупить свой долг перед людьми, которые её вырастили и сохранили ей жизнь. Ведь она, как вчера, помнит о том как попала сюда. Воспитательница позвала детей внутрь здания, так как внутри было не теплее, но все же, лучше, чем находиться под снегопадом. Впереди их ждал скудный ужин, которому они были безмерно благодарны. После этого быстро стемнело и все топравились спать. Девочка легла спать, но спокойствие продлилось немного. Вскоре она услышала шум у двери. Решив, что это могут быть воспитатели, она вышла из комнаты, но звук не исчез. Девочка, как наперегонки, побежала к источнику столь странного звука и увидела нечто очень неожиданное. Перед её взором открылся летний сад полный фруктов. Девочка накинулась на них из-за своего чудовищного голода. Когда она наелась, то устремилась вглубь огромного сада, где увидела лебедей у озерца, что похоже на зеркало. Она подошла к пруду и посмотрела в него.
-Странно…, -подумала она, так как её платье было белоснежно-чистым.
Девочка играла с лебедями, пока её не начало клонить в сон. Тогда лебеди посоветовали пойти ей чуть дальше, ведь там есть место, где она сможет поспать. Девочка прислушилась к ним. Пройдя дальше, она увидела большую и мягкую кровать на которую легла.
— Было бы очень хорошо, если бы мои друзя были бы здесь со мной. Они б смогли насладиться всем этим изобилием. Завтра утром покажу им это место и мы вместе поиграем с лебедями.
С этой мыслью она легла спать, предвкушая следуюший день…
В Рождество, через множество счастливых возгласов, смеха и счастья, слышался горький плач десятка детей, которые потеряли ещё одного своего друга…
Вопросы для обсуждения։
- Какие чувства вы испытали прочитав рассказ?
- Произведения каких авторов классической литературы вам напомнил этот рассказ?
- Случаются ли такие истории сегодня?
- Что с самого начала нам предвещало плачевный конец рассказа ?
- Что собой представляли следуюшие символы в рассказе։ длинные и огненные волосы, лебедь, зеркало, озеро?
- На чколько часей можно разделить рассказ и почему?
- Какую роль играет ,,сон,, в произведении?
- Какие авторы часто прибегают в своих произведениях ко ,,сну ,, как к композиционному инструменту?
Задания для выполнения։
- Подберите три-четыре сущесвительных к слову ,, рыжеволосая,,․
Текст 12.
,,Овладение другими – это сила, овладение собой – истинная сила,,
Оганесян Ашот, 11 класс
Проблема с самооценкой вездесущна в наше время. И она особенно популярна среди молодежи. Главная причина возникновения данной проблемы кроется не во внешних факторах. Проблема внтури. Человеческий мозг — вот наш злейший враг. Наш мозг склонен генерировать мысли по типу «другие лучше тебя», «посмотри как все живут свою лучшую жизнь, а ты ничего нет и ты не можешь создать что-то стоящее.», «все что ты делаешь — обречено на провал» и так далее. И такие мысли, особенно у людей в возрасте 17-21 лет, постоянны. Это важнейший период входа во взрослую жизнь, и все вокруг кажется хаосом. Неконкретные планы на будущее, каша в голове, социальные сети, где каждый второй — это двадцатилетний успешный предприниматель, отдыхающий на Мальдивах. И вот ты смотришь на это, а потом ты смотришь в зеркало. А там 17-ти летний молодой человек, который неуверен в себе, у него низкая самооценка и нет никаких планов, мечт и стремлений. Для нашего поколения эта картина уж больно реальна, в силу пропоганды успешности, в век социальных сетей и молодых миллиардеров. Смотря на все это, человек, который и так неуверен в себе, будет загнан еще больше в угол.
А что такое «самооценка»? В моем понимании, самооценка — это возможность дать самому себе отчет о своих силных и слабых сторонах, о своих амбициях и том, на что он сам способен в этой жизни. Исходя из моего собственного опыта (мне будет 17 через несколько дней, и ВСЕ, о чем я говорю, я сам прошел через это), а именно- правильная (реалистичная) самооценка- приходит с саморазвитием. Она приходит тогда, когда человек начинает копаться глубже внутри себя, начинает исследовать глубины своего характера и жизненных принципов, начинает исследовать такие темы, как психология, философия, начинает изучать какую- то специалную сферу. Таким образом, человек осознает свой потенциал, он приходит к пониманию, что для достижения желаемого требуется только старание. Тогда у человека появляются цели. Человек встает на утро без былого ощущения утерянности в этом мире. И он знает куда идти. ВСЕ это, в силу изучения самого себя. Великий китайский мыслитель Лао-Цзы придерживался того же мнения. Он утверждал: «Познание других – это разум; познание себя – истинная мудрость. Овладение другими – это сила; овладение собой – истинная сила».
Первая причина неуверенности в себе — это непонимание или незнание собственных достоинств. Человек, который знает свое место в жизни, знает над чем он должен работать и собственно работает над этим, такой человек не может быть неуверен в себе. С этим выводом приходит логичный метод борьбы с данной проблемой — самопознание, чтение, исследование психологии.
———————————————————
Текст 12.
Портрет идеальной женщины.

«Портрет идеальной женщины» формировался долгое время: он содержит в себе совокупность качеств, которые часто ассоциируются с физической красотой, умом, добротой и силой воли.
Красота считается частью идеальной женщины. Внешний вид играет большую роль в обществе, и люди часто судят о других по внешности. Однако физическая красота не должна быть единственным критерием определения идеальной женщины. Красота — одностороннее явление, и то, что один человек считает красивым, может не быть тем же для другого․ Так что, красота — не единственный «козырь» идеальной женщины.
Интеллект — еще одно ключевое звено, которое часто ассоциируется с идеальной женщиной. Женщины добились многого за последние сто лет։ они получили уважение, которое так им не хватало. Идеальная женщина должна уметь принимать верные решения и глубоко мыслить.
Доброта, забота, поддержка и понимание — немаловажные качества, которыми должна владеть каждая женщина. Ведь именно таких женщин уважают, и именно такие женщины относятся к другим с таким же уважением. Идеальная женщина готова помочь, чтобы другие чувствовали себя комфортно и счастливо. Эти качества очень ценятся в обществе, но и ими не нужно злоупотребять․ Идеальная женщина не должна быть удобной для всех, не должна подстраиваться под всех: она должна знать себе цену․
Еще один важный критерий — преодолевать трудности. Идеальная женщина жизнерадостна и уверена в себе.
Подытожим тем, что портрет идеальной женщины — это букет красоты, ума, доброты и силы.
Вопросы для обсуждения։
- Какими качествами должна обладать идеальная женщина?
- Какая эпоха ,на ваш взгляд, сделала женшину независимой?
- Что больше всего делает женшину красивой, а что уродует ее?
- Какие роли на протяжении всей жизни женщина примеряет на себе? И какая из этих ролей больше всего подходит ей?
- Найдите в интернете цитату о женшине, которая раскрывает ее внутренний мир больше всего.
Задания для выполнения։
- Подберите к слову женщина слова синонимы․
- Какими словами можно сегодня описать современных женшин?
- Подберите два-три прилагательных к следующим словам։ мама, сестра, бабушка, жена, свекровь, заловка, теща, тетя, соседка, подруга․
- Переведите на армянский язык слова — мама, сестра, бабушка, жена, свекровь, золовка, теща, тетя, соседка, сноха, невестка, подруга, родственница․
- Подберите антонимы к словам։ молодая, прекрасная, крохотная, нетороплива , грациозная, смелая․
- Прочитайте отрывок из рассказа «Маленький принц», представьте свое мнение о розе письменно․
Капризная роза
… На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы – у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер ув…дали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал т…нуться ввысь, и на нем появился бутон.
Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчу…ствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она нар…жалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем.
И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:
– Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…
Маленький принц не мог сдержать восторга:
– Как вы прекрасны!
– Да, правда? – был тихий ответ. – И заметьте, я родилась вместе с сол…цем.
Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало! А она вскоре заметила:
– Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…
Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой. Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:
– Пусть приходят тигры, не боюсь я их к…гтей!
– На моей планете тигры не водятся, – возразил Маленький принц. – И потом, тигры не едят траву.
– Я не трава, – обиженно заметил цветок.
– Простите меня… – Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
«Растение, а боится сквозняков… очень странно… – подумал Маленький принц. – Какой трудный характер у этого цветка».
– Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла… Она не договорила. Ведь ее занесло сюда, когда она была еще зернышком. Она ничего не могла знать о других мирах. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват:
– Где же ширма?
– Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!
Тогда она закашляла сильнее: пускай его все-таки помучит совесть! Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчас…ным.
– Напрасно я ее слушал, – доверчиво сказал он мне однажды. – Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о к…гтях и тиграх… Они должны бы меня растрогать, а я разозлился… И еще он признался:
– Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
7. Напишите сочинение на тему։ «Письмо современной девушке » , в котором вы выскажите свою четкую позвицию относительно роли женщины в современном мире․