Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена в соответствии со Стандартами по русскому языку общеобразовательной щколы РА, на основе Закона об образовании РА и осуществляемой в учебном комплексе” Мхитар Себастаци” государственной альтернативной (авторской) программой ” Школа Созидателя: индивидуальный образовательный заказ, медиаобразование” . Программа служит основой направленного обучения, связанного с представлениями учащихся о перспективах использования языка в их деятельности.
В качестве цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Изучение языка направлено на следующие цели:
- совершенствование коммуникативных навыков и умений, приобретенных в средней школе, развитие готовности и способности к речевому взаимопониманию;
- формирование умений работы с текстом, осуществление информативного и научного поиска и извлечение необходимой информации из различных областей по интересам учащегося;
- формирование умений сравнивать, сопостовлять, анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации, сфере общения;
- развитие способности применять знания по языку в повседневной жизни, в учебной деятельности, в целях самообразования и повышения интеллектуального уровня;
- обеспечение доступа через знание русского языка к самой современной и актуальной научной информации в интерсети;
- использование русского языка как языка-посредника для приобщения к мировым ценностям и интеграции в мировую культуру и науку.
Обучение русскому языку в старшей школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в основной школе. К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового (A2 по общеевропейской шкале) уровня коммуникативного владения русским языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образование на старшей ступени, используя русский язык как инструмент общения и познания, и стимулирует их к интенсивному использованию иноязычных интернет-ресурсов для социальной адаптации.
Обучение русскому языку в 10-омклассе ориентировано на уровень владения языком В -1 и направлено на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного, коммуникативного и социокультурного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.
Задачей учителя на данном этапе является
- развитие умений и навыков самостоятельной творческой, поисково- исследовательской деятельности учащихся, их способности опознавать, анализировать, сопостовлять, классифицировать факты, оценивать их в соответствии с ситуацией;
- развитие способности применять знания по русскому языку в повседневной жизни, в учебной деятельности, в целях самообразования и повышения интеллектуального уровня.
Процесс обучения строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и уровня подготовленности.
Содержание:
Курс обучает общению в устной и письменной формах в соответствии с требованиями уровня В-1
Программа обеспечивает обучение по трем уровням владения русским языком.
Базовый уровень
Понимание и употребление в речи знакомых фраз и выражений, необходимых для выполнения конкретных речевых задач. Участие в несложном разговоре, обмен информацией на бытовые темы.
Первый уровень
Понимание общего содержания текстов на разные темы,сообщений,касающихся учебной деятельности и досуга. Участие в разговоре на интересующие темы. Достаточно свободное говорение, высказывание своего мнения без особых затруднений.
Второй уровень
Понимание содержания развернутых текстов на разные темы. Спонтанное говорение в быстром темпе, свободный выбор языковых средств. Аналитическое чтение художественных и публицистических текстов с лингвистическим анализом.Умение свободно дискутировать, выступать перед аудиторией. Создание точных,хорошо сконструированных устных и письменных сообщений на любую тему, в различных функциональных стилях.
Описание видов речевой деятельности по уровням
Аудирование
Базовый уровень | Первый уровень | Второй уровень |
Способность понимать основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание; выделять главные факты, по контексту понимать значение незнакомых слов. | Способность понимать русскую речь в пределах литературной нормы; воспринимать на слух радио- и телерепортажи о текущих событиях, а также понимать содержание художественных и документальных фильмов. | Свободное понимание любой разговорной речи при непосредственном общении с носителем языка; свободное понимание всех телевизионных программ и фильмов. |
Говорение
Базовый уровень | Первый уровень | Второй уровень |
Умение участвовать в коротких диалогах повседневного общения; поддерживать беседу на бытовые темы; умение построить собственное высказывание о себе, спросить о чем-то, выразить просьбу; умение общаться в простых типичных ситуациях. | Умение без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую тему; начинать, поддерживать и заканчивать разговор; умение рассказать об увиденном передать содержание прочитанного текста, дать оценку прочитанному. | Умение поддерживать диалог на любую тему, используя языковые средства для реализации различных целей и тактик речевого общения, строить монолог-рассуждение, аргументировать собственное мнение, готовить публичное выступление. |
Чтение
Базовый уровень | Первый уровень | Второй уровень |
Умение читать и понимать простые предложения в объявлениях; читать простые тексты из журналов и газет, адаптированные тексты страноведческого и социально-бытового характера. | Умение бегло читать тексты и понимать содержание различных публицистических и художественных текстов с элементами рассуждения. | Умение свободно читать и понимать тексты, относящиеся к социально-культурной сфере общения, читать художественную литературу на русском языке. |
Письмо
Базовый уровень | Первый уровень | Второй уровень |
Умение писать несложные тексты: поздравления, письма личного характера, сообщения. | Писать письма личного характера,выражая свои чувства, оформлять деловые бумаги; создавать небольшие тексты описательного и повествовательного характера, переводить небольшие тексты, используя словарь. | Умение писать рефераты, конспекты, доклады, сообщения на основе услышанного или прочитанного, анализируя данную информацию и выражая свое мнение.Уметь свободно переводить текст. |
Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у школьников в 10-ом классе создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в его использовании при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их профессиональные ориентации и намерения). В связи с этим возрастает важность межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. На всех этапах работы с учащимися основным является текстоориентированный подход к изучению языка. Исходя из этого, языковой материал изучается на основе текстов различных типов и жанров, так как именно текст создает развивающую языковую среду, которая способствует воспитанию языковой личности.
Актуальная тематика для речевого общения:
- О себе. Интересы, вкусы, привычки, увлечения.
- Семья.
- Мой дом.
- В гостях.
- Межличностные отношения. Мои друзья. Дружба. Любовь. Доверие. Преодоление конфликтов. Легко ли быть молодым?
- Мир вокруг нас. Природа. Экология.
- Глобальные проблемы.
- Как разнообразен мир!
- Красота спасет мир! Внешность человека.
- Характер, черты характера.
- Великие открытия. Путешествия.
- Туризм в Армении.
- Изобретения, которые потрясли мир.
- Здоровый образ жизни. Любимый вид спорта.
- Культура Армении. Обычаи, традиции, праздники.
- Религия и современность.
- Родной город.
- Любимая телепередача.
- Наука, научные открытия.
- Мир прекрасного.
- Гении и их шедевры.
- Искусство: музыка,живопись, театр, кино.
- Образование и воспитание.
- Что выбирает новое поколение?
- Категории нравственности и морали.
- Этикет. Нормы поведения.
- Уровень жизни. Социальная справедливость.
- Справедлива ли система социального обеспечения?
- Актуальная политика.
- Проблема детей и подростков. Жизнь детей в разных странах.
- Молодежная культура. . Эволюция молодежных субкультур.
- Классика и авангард.
- Мода
- О вкусах не спорят. Как рассказать о своих вкусах.
- Мы и наша школа.
- Наши интересы. Хобби.
- СМИ и Интернет.
- Языки мира. Как изучать иностранные языки.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми.
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна изучаемого языка, ее культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжение образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Говорение
Монологическая речь
- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,
- кратко передавать содержание полученной информации;
- рассказывать о себе, своем окружении, своих планах;
- рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая
выводы;
Диалогическая речь
- участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,
- осуществлять запрос информации,
- обращаться за разъяснениями,
- выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.